English
 

Самая качественная архитектура в метро – это перегоны со станции на станцию

Автор: Елена Петухова | Archi.ru
 
Опубликовано: 4 Октября 2017

Цикл видео-интервью в рамках проекта Архи.ру «Эталон качества» открывает интервью с главным архитектором «Метрогипротранса», президентом САР и СМА Николаем Шумаковым.

После избрания Николая Шумакова на пост сначала президента СМА в 2012 год, а потом и САР в 2016, его профессиональная практика как-то отошла на второй план. Приходится отвечать на вопросы о градостроительной и архитектурной политике, деятельности профессионального сообщества, комментировать громкие, а иногда и скандальные проекты. Что отчасти жаль, потому что Николай Шумаков – талантливый художник и архитектор, в чьем портфолио – более двух десятков построек, большая часть которых относится к транспортной инфраструктуре. Это и станции метро, и аэропорты, и мосты – сложнейшие проекты, требующие особой ответственности и внимания к качеству. Не удивительно, что Николай Шумаков стал первым российским архитектором, удостоенным международной премии Огюста Перре.


«Качество архитектуры и качество в архитектуре – вопрос, не имеющий ответа. По крайней мере, в российских реалиях. Потому что если мы говорим о качестве строительства, то оно практически отсутствует на всех объектах, даже если это суперобъект, которые строят иностранные компании – и то к качеству можно придраться буквально на каждом шагу. Здесь ситуация сложнее, и я своим сотрудникам говорю одно и то же: делайте качественный проект. В голову качественно вложите, выдайте качественный продукт от идеи до последнего чертежа, и пусть ваш качественный проект станет во главу этой пирамидки, чтобы качество строительства не помешало качеству конечного продукта. Как только появляется качественный продукт, который изначально становится выше плохого качества строительства, – это и будет качество в архитектуре. Если изначально в голове качество – и в результате тоже будет качество. А если мы изначально будем любой проект рассчитывать на идеальное воспроизведение вашей бумаги в натуре, это будет сплошное разочарование. И для клиента, для зрителя, для потребителя это будет полная катастрофа.

Архитектура вряд ли от детали может пойти. Она идёт от общего к частному, а от частного к общему не получается. Поэтому всем изначально говорю: не ориентируйтесь на материалы. И каждый раз, к сожалению, оказываюсь прав. Не надо закладывать ни то, ни то – давайте идею, которая вынесет всё.

Формы, пространства – они и дают, в конце концов, результат. Я в последнее время для себя придумал такую идею – графика в архитектуре, графичная архитектура. Это жёсткая графика; компьютер чертит прямые линии, ясно осознанные, какие-то геометрические фигуры. А если линия идет от другой части тела – от желудка, от сердца – я всегда вижу, что результата не будет. Потому что не будет качества.

Я в основном занимаюсь объектами транспорта, и из этого транспорта вычленена одна такая маленькая составляющая – подземная архитектура, метрополитен. И самое качественное из всего, что я делал, это перегоны между одной станции на другую. Вот перегоны сделаны всегда качественно. Их как ни собирай, они все равно получаются качественно, потому что идея хороша. Весь метрополитен – это перегоны. Это не те беспомощные пространства под названием платформенный участок или вестибюль. И могу сказать, что я построил километры качественной архитектуры. Так что ответ такой простой, прямолинейный и главное – правдивый. Я убежден, что там есть качество. А рельсы какие? Это как раз есть архитектура. Вот это всё по-настоящему, это по-человечески. А всё остальное – от лукавого.

Нет архитектурной политики в стране. И не знаю, когда в ближайшее время появится. Надеюсь, на следующий год будет закон об архитектуре. Но как все законы в России, он не будет выполняться. Политика архитектурная, градостроительная отсутствует, просто играют кто во что горазд. Но урон от отсутствия градостроительной архитектурной политики великий. И когда во всей архитектуре довлеет панель, та самая, которая под острый нож реновации попала [...] панель никогда не даст качества.

Оправдываем себя отсутствием политики. Что такое в головах? Изначально были бы головы не только у архитекторов, но и у ряда других профессий. [Но] голов нет, а жить хочется. Кушать хочется, и проблему качества перекрывает это желание каждый день.

Давай говорить тогда об общем падении культуры. Это действительно состоялось. Раз это есть, то почему бы вдруг архитектуре вырваться в лидеры с красным знаменем на боевом коне? Этого же не может быть. Хотя кто-то из [архитекторов] и представляет, что они элита общества; это, возможно, и было когда-то, когда были Буанаротти и Да Винчи. И непонятно, как они жили. Это вопрос широкий, глубокий, тонкий. Я думаю, размытость вообще позиции, отсутствие позиции [...] как всегда: «чего изволите», «ляжем под любого заказчика». У нас же – по всей Москве, в огромном нашем сообществе архитекторов – единицы людей, которые имеют свою позицию. Это постыдная ситуация. Вот тоннели делать мы умеем, тут мы не подведем. А остальное всё спорно и не совсем качественно».

Оригинал статьи

 
Комментарии 2
 
 


популярные
новости

Читайте нас в instagram
21.09.2018
Секреты проектирования Большой кольцевой линии метро

Орлов Александр Юрьевич, главный архитектор

 
20.09.2018
25 сентября откроется выставка Build School 2018

На открытии выступят директор Департамента управления

 
 
Подписка на новости СМА
E-mail:
Имя:
Фамилия: