В рамках выставки «Арх Москва» СМА провел круглый стол «Возрождение модернизма»
4 Июня 2013

Архитектура 1960-1980-х годов долгое время составляла самый нелюбимый пласт отечественного архитектурного наследия. «Унылые коробки», «неуютные, не сомасштабные человеку сооружения» – иначе об этих зданиях не говорили. Но это отношение начинает меняться. Причем как в нашей стране, так и за рубежом.

Во время международной выставки архитектуры и дизайна Арх-Москва 2013, в Центральном Доме Художника 24 мая 2013 года прошел круглый стол «Возрождение модернизма», организованный Союзом московских архитекторов (СМА) и DOCOMOMO-Россия. В рамках инициированной СМА и проектом СовАрх программы «Мастера советской архитектуры», за одним столом собрались архитекторы, журналисты, историки архитектуры и охранители наследия чтобы попытаться разобраться в феномене послевоенной архитектуры СССР, которую принято обозначать понятием «советский модернизм».

В последнее время наметился ощутимы подъем интереса к этой архитектуре и в особенности, к наиболее ярким ее представителям, которые можно встретить не только в России, но и во многих городах бывших союзных республик. Архитектура 1960-1980-х годов долгое время составляла самый нелюбимый пласт отечественного архитектурного наследия. «Унылые коробки», «неуютные, не сомасштабные человеку сооружения» – иначе об этих зданиях не говорили. Но это отношение начинает меняться. Причем как в нашей стране, так и за рубежом. Что же это означает? Насколько объективными архитектурными достоинствами обладают эти здания и достойны ли они статусов памятников архитектуры или мы становимся свидетелями эйфории открытия неизвестных шедевров со стороны зарубежных специалистов и ностальгической канонизации со стороны российских исследователей, в которой больше тоски по ушедшей эпохе и достижениям прошлых лет, чем полномасштабного признания стилистической и художественной ценности целого пласта развития мировой архитектуры? 

Своим мнением об этих и многих других аспектах проблематики модернизма во время круглого стола поделились: Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ, редактор журналов «Проект Россия» и «Проект International», DOCOMOMO-Россия; Николай Лызлов, архитектор, руководитель АМ Николая Лызлова; Ольга Казакова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИТАГ РААСН, специалист по архитектуре советского послевоенного модернизма, DOCOMOMO Россия; Николай Малинин, историк, архитектурный критик, куратор выставочных и издательских проектов; Николай Васильев, кандидат искусствоведения, историк архитектуры, DOCOMOMO-Россия, и Эдуард Кубенский, директор и главный редактор Издательского Дома «Tatlin Publishers».

Гости смогли познакомиться с исследованиями и материалами, подготовленными участниками круглого стола. Анна Броновицкая сделала сообщение о переоценке наследия модернизма и роста его популярности в мире Анны Броновицкой. Ольга Казакова прочла доклад о становлении новой советской архитектуры в 1960-х. Николай Лызлов показал фотгалерею уникального сооружения 1980-х годов — театра архитектора Сомова в Новгороде. Николай Васильев рассказал о посвященной советскому модернизму выставке 2013 года в Стамбуле. Эдуард Кубенский представил вышедшие в издательстве Tatlin книги об архитектуре и архитекторах модернизма, а Николай Малинин поделился своим пониманием проблемы восприятия объектов модернизма.

В заключение участники круглого стола подчеркнули, что советский модернизм нуждается в дальнейшем изучении, а его наиболее выдающиеся примеры в государственной защите. Для выполнения этих задач, DOCOMOMO Россия, Союз московских архитекторов (СМА) и проект СовАрх намерены продолжить серию круглых столов и дискуссий, а также инициировать создание списка памятников советского модернизма для начала официальной процедуры получения официального статуса памятников архитектуры постановки их на государственную охрану.